У багетного бизнеса в украине замечательное будущее

Сначала его считали перспективным портным, потом хорошим специалистом по наружной световой рекламе, а сегодня он слывет тонким знатоком багетного дела.

В этот день я принесла оформить в рамку вышивку. Из своего кабинета вышел хозяин:

- Вы снова к нам? - Взглянул на работу, он разложил с пол сотни паспорту, в момент вытянул 4 оттенка зеленого цвета. Указал на самый светлый, достал с полки тонкую неполированную рамку и сказал: это то, что вам нужно. Я еще поэкспериментировала, но убедившись, что Юра, как всегда, безошибочно «угадал» нужный цвет и вид багета, расплатилась.

- Интересуетесь вышивками? Могу что-то показать,- он достал из стола журнал-каталог. – Это наши партнеры, компания, которая занимается составлением и изданием схем-картин для рукоделия. А мы оформляем каждый их проект в «виртуальную» рамку, и они издают схему уже с рисунком, как это будет выглядеть на стене. Клиентки-рукодельницы – частые наши гости.

- Как вы угадываете с нужной рамкой и цветом обрамления?

- Я родился и вырос на Подоле, в детстве крутился в мастерской художника Гуренского, наверное, это повлияло на развитие вкуса.

Выхожу в коридор, напоминающий маленькую галерею. Вижу в рамочках портреты Джорджа Буша и посла Карлоса Паскуаля, старинный папирус, батик в обрамлении, картину, написанную маслом.

- Иногда клиенты дарят нам работы,- перехватив мой заинтересованный взгляд, объясняет Юрий.

-И Буш подарил свой портрет?

- Нет, его вручили сотрудники американского посольства.

- Почему вы решили заняться именно этим бизнесом?

- Случайно.

Юра продолжил разговор уже в своем кабинете.

- Багетами занимаюсь всего 3 года, столько же времени наша компания на рынке. Но опыт и знания, приобретенные раньше, способствовали продвижению в этом бизнесе. Еще подростком я занимался реставрацией деревянных иконостасов, коробов для икон и киотов во Флоровском монастыре. В армии был художником-оформителем: делал декорации и стенды в доме культуры части. Демобилизовавшись, начал изготовлять рекламные движущиеся объекты, сотрудничал с Внешэкспоцентром на Львовской площади. В Киеве рынок рекламы только зарождался. Тогда рекламные компании предлагали небольшие малогабаритные дирижабли, заполненные газом. Это было красиво, но небезопасно. Мы же создали на базе чешского и английского опыта аэрбэки, воздушные мешки, в которые вентилятором нагнетают воздух. Внутри аэрбэка подсветка, аракалом на него наносится текстовая реклама, и они крутятся по своей оси. Это была такая модернизированная, осовремененная театральная тумба-афиша. Детали для нее мы заказывали на Заводе нестандартного оборудования. У меня не было технического образования, многому приходилось учиться. Я не верю, что по книгам можно научиться петь или играть на гитаре, но техническое самообразование вполне доступно. Мы были первыми на рынке световой движущейся рекламы, перед нами, казалось, открываются замечательные перспективы. К сожалению, мои коллеги очень быстро впали в эйфорию, успех вскружил им голову, они уже не думали о развитии предприятия. Каждую свежую идею нам нужно было пробивать танком. На том этапе они не поняли, что нужно развиваться, и их бизнес угас так же быстро, как и появился. Но до этого на одном шоу нашу продукцию увидели москвичи и меня пригласили работать в Москву, в рекламное агентство. Там рекламный бизнес был поживее. Если в Киеве мы делали рекламные тумбы цилиндрической формы от полутора до трех метров высотой, то там изготавливали более сложные изделия. Разработанные на компьютере выкройки позволяли делать воздушные объекты в форме, например, флакона с витаминами. Помните флаконы «Мультитабса», которые москвичи по заказу киевлян установили возле Украинского дома, Дворца «Украина»? Два года в Москве я за деньги продавал свои идеи. Потом вернулся домой, хотел начать тут свое дело.

- И чем решили заняться?

- Сперва намеревался изготовлять декоративные полки для каминов, на которые ставят вазы, часы с боем, рамы. Они называются молдинги. Предполагал, что в Украине будут меняться вкусы, люди начнут устанавливать декоративные камины с переставным обогревателем внутри. Сверху на них устанавливались бы молдинги, своего рода пристенные рамы. Такие камины есть в Букингемском дворце. Но, пораскинув мозгами, понял, что делать молдинги – дорого и решил подсобрать денег на изготовлении рам.

Багет – это индикатор вкуса нации. Люди отходят от традиционного оформления жилищ. Со стен снимают ковры и вешают картины. После поездок на Кипр, в Париж, Милан клиенты привозят фотографии и картины, просят оформить. Многие из Египта привозят папирусы, мы оформляем так, как это сделано в музее папируса. В Киеве не больше 2-х десятков багетных мастерских, в регионах их можно пересчитать по пальцам. Сравните: в Италии – более 2000 багетных предприятий.

Я ориентировался на людей со средним достатком, но теперь среди наших клиентов есть и люди с очень скромными доходами (бабушки-пенсионерки, которые хотят «увековечить в рамке» своего дедушку), и крупные компании (например, «Samsung»), и посольства. Мы доброжелательно и ненавязчиво показываем иностранные каталоги багетов своим клиентам, выясняя вкус. Мы специально стояли с нашей продукцией на Петровке, изучая спрос на рамы. Обращались к соседям, друзьям и родственникам. Показывали образцы продукции и спрашивали, что из предложенного они хотели бы видеть на своей стене. И эти самостоятельные маркетинговые исследования дали нам высокий КПД. Я включил в список производимых вещей сувенирные короба для сигар, киоты, трубки, то, что считается эксклюзивными вещами. Сейчас у нас заказ на коробки для нескольких сортов чая для известной в столице чайной компании. Не смотря на кажущуюся простоту (ну что здесь такого – сделать раму), те, кто производят багеты, должны иметь эстетическое чутье и опыт. Сейчас в столице закрывается мастерская, в которую было вложено несколько десятков тысяч долларов. Учредитель считал, что склепать рамку может кто угодно. И ошибся.

- За счет чего расширяете круг клиентов?

- Прежде всего – цены. Оформить картину у нас можно за 25-30 гривен. Во-вторых, мы работаем только с деревом и железом, никакого пластика.

- Какие виды бизнеса вы бы стали осваивать, появись у вас миллион?

- Миллион я бы вложил в багетное дело.

- А какая проблема вас «достала»?

- Представьте, отсутствие квалифицированных кадров. В поисках специалиста мы даем в специализированные издания объявления, обращаемся в кадровые агентства, но хороший и добросовестный мастер по дереву, который не озабочен на работе тем, где бы что украсть, - проблема. То звонят мамы, желающие пристроить загулявших недорослей, просят обучить их чему-то, то выпивохи, которые, выйдя из запоя, хотят какое-то время поработать. Увы, искать приходится долго.

- Какие способы поощрения сотрудников вы используете?

- Думаю, что хорошая форма поощрения – это проявление уважения и высокая оценка труда. Но допускаю, что со временем, если предприятие будет расти, осваивать новые виды бизнеса, мои сотрудники могут возглавить какое-нибудь из его направлений.

Ульяна Чернова,

газета «Киев в уикенд и ежедневно» №49(101) 06.12.2001